Успешный опыт реформы местного самоуправления в Польше позволяет эффективно использовать его и в Украине (например, это уже делается в Донецкой области, в Винницком горсовете). Проект «Прозрачная Польша» передает эстафету проекту «Прозрачная Украина», и это отрадно. Введенные там принципы субсидиарности, унитарности и децентрализации сегодня актуальны, как никогда, и в нашей стране.
В Польше депутаты местных советов получают зарплату, уделяют огромное внимание связям с общественностью (PR), сотрудничеству с общественными организациями (НГО). В работу каждого местного совета на уровне законов вводятся два обязательных документа: «Карта услуг» и «Этический кодекс», а так же международные стандарты в управлении качеством государственных услуг.
Началась реформа местного самоуправления с замены дверей во всех кабинетах и «коридорах власти»: деревянные двери заменили прозрачными, стеклянными, за которыми все видно гражданам, ожидающим в коридорах приема у своего чиновника. Прием ведется не по часам, а целый день. В холле местного исполкома посетителя встречают сотрудники, сидящие за круглым столом. Они, как администраторы гостиницы, дают гражданам «Карту услуг» и отвечают на все дополнительные вопросы, возникающие перед посещением необходимых кабинетов. Многие вопросы решаются уже здесь, на «рецепции», с использованием компьютеров и Интернета, и часто гражданам уже не потребуется идти дальше.
В «Карте услуг» предоставляется информация, отвечающая на все вопросы по поводу той или иной государственной услуги, которую гражданину обязаны оказывать в органе местного самоуправления: что? где? когда? кто? сколько стоит? сколько времени займет? какие документы необходимо собрать? В результате возле кабинетов чиновников вообще нет очередей.
В коридорах исполкомов на всех столах лежат анонимные анкеты и ящики для их сбора, где каждый посетитель может оценить работу представителей данного органа власти.
Отношения между властью и народом соответствуют отношениям «продавец» - клиент», так как гражданин платит свои налоги на зарплату чиновнику.
Активизация граждан в развитии своих территориальных громад и местного самоуправления заключается в идее «Вместе создадим модель желаемого будущего» - для себя и своих детей. А общественные организации постоянно проводят социальный мониторинг взаимоотношений власти и громады.
В основе «належного врядування», или достойного управления лежит шесть основ, в каждой из которых работают по три международных стандарта качества работы органов местного самоуправления.
I - основа прозрачности: принцип – все для избирателя!
- предоставление полной информации для граждан о правилах работы местного самоуправления
- информирование о графике всех запланированных заседаний всех комиссий, отделов, управлений органа власти
- полное обнародование документации о процессе принятия решений, протоколов, результатов поименного голосования
II – основа нетерпимости к коррупции: «Этический кодекс» становится «Библией» для каждого депутата и чиновника
- этические нормы работы
- постоянное информирование депутатов, чиновников и граждан о борьбе с коррупцией, систематические проверки
- четкие инструкции на случай выявления коррупции, определенно прописанные формы наказания
III – основа общественного участия:
- эффективные методы связей с общественностью и формы непосредственного самоуправления
- постоянна воспитательная и мотивирующая работа представителей власти среди членов громады
- активное сотрудничество с НГО
IV – основа предсказуемости и определенности:
- органы местного самоуправления имеют стратегический план развития своего населенного пункта
- происходит систематический пересмотр и усовершенствование этого плана
- граждане имеют возможность предвидеть всей действия власти и перспективы развития своего города
V - основа профессионализма:
- только на основе профессионализма происходит прием на работу и оценка работы госслужащих в органах власти
- постоянное повышение квалификации госслужащих
- разработка современных методик систематического улучшения работы
VI – основа учета и отчетности:
- формирование бюджета происходит под строго запланированные и обнародованные задачи и виды деятельности
- введены общедоступные для всех граждан нормы работы и критерии выполнения задач, по которым происходят регулярные отчеты перед избирателями
- ведется постоянный самоанализ эффективности деятельности со стороны органов местного самоуправления
Лекции на данную тему были прочитаны перед сотрудниками аппаратов разных районных рад Херсона и области, тема вызвала большой интерес, но одновременно вскрыла и большие проблемы с сознанием и менталитетом наших чиновников. И начинают «терзать смутные сомнения» насчет быстрого внедрения в нашей родной стране принципов достойного управления и «прозрачной Украины». Приходит понимание, что все проблемы нашей жизни не в системе власти и не в законах, а в головах – в сознании всех граждан, как власти, так и народа. И пока это «сознательное рабство» не будет «выдавлено по каплям» (как писал Чехов) из каждого, ничего не изменится и в нашей объективной реальности.
На информацию о проблемах в реализации уже первой основы - основы прозрачности в деятельности органов местного самоуправления в нашем городе, когда чиновники горисполкома не отвечают на самые «невинные» информационные запросы со стороны НГО о качестве своей работы, в аудитории прозвучали поразительные вопросы. Они касались не нарушения чиновниками права на информацию и Закона Украины «Про обращения граждан», а самих прав человека. Наша организация не получила ответ на информационный запрос, касающийся повышения квалификации сотрудников горисполкома, причем, нас интересовала не персональная, а количественная информация. Чиновники на лекции спросили: «А вы, общественная организация, имели право задавать такой вопрос сотрудникам горисполкома? А записана ли у вас в Уставе такая деятельность: спрашивать и контролировать нашу власть? А имеете ли вы право интересоваться? Выходит, что любой человек, кому захочется, будет приходить в горисполком и спрашивать все, что ему захочется? И разве мы должны всем отвечать?»
Комментарии, я полагаю, излишни.