Главной проблемой на протяжении всей нашей независимости остается отсутствие национальной идеи
Есть как бы ее очертания. Вернее, есть неясные очертания попыток ее создать.
Есть гениальный Кобзар Шевченко с кровавыми разборками ляхов, козаков и наймытов. И, в принципе, этой драмы отношений украинца внешнего – «вечно поневоленного» и украинца внутреннего – «вечно стремящегося к свободе», которая нарисована у Шевченко, вполне бы хватило для любой другой страны. Но не для Украины, которая тогда была вообще частью Российской империи.
Позже - еще на заре «вызвольных змагань» 30-40-х годах прошлого века, этнический русский Дмитрий Донцов бесплатно придумал для украинцев доктрину интегрального национализма, по воле увлечения которым львовские националисты отправили на тот свет добрую сотню польских чиновников и советских энкаведистов. И, казалось, что помпезное провозглашение в 1941 году независимой Украины, станет логическим завершением борьбы за самостийность и идея национальной «окремішності» восторжествует. Но краснопогонников из НКВД уже тогда было не остановить.
Третья попытка вычертить национальную идею состоялась вместе с учреждением Народного руха Украины – первой украинской общественно-политической организации. Но убийство идейного вдохновителя НРУ Вячеслава Чорновила успешно похоронило и эту попытку.
Последним, кто предпринял попытки склеить остатки национальной идеи, стал нынешний президент страны Виктор Ющенко.
Устроенный им и его многочисленными единомышленниками «помаранчевый» Майдан в 2004-м стал последним шансом для украинцев получить настоящую - неискусственную - идейную платформу для развития страны. Этот дух настоящего народного единения можно было пронести сквозь века и выстроить паневропейскую национальную идею Украины длительного срока хранения.
Тогда даже устойчивое словочетание появилось – «ценности Майдана».
Понимая всю важность «идейного» дела, Ющенко все сделал правильно. По учебнику. Определил национальное горе – Голодомор. Определился с национальными героями – казачество, ОУН – УПА, диссиденты первой волны. Обозначил врагов нации – советское прошлое и российский государственный шовинизм. Начал дорисовывать и раскрашивать забытое героическое прошлое – студенческую трагедию возле с. Круты и сомнительную победу украинского войска возле Батурина. Сделал реверанс в модерность – «Мыстецький Арсенал» и прочие праздничные колокольни за огромные деньги. И снова на выходе – ноль.
И в этом случае проблема уже в другом.
Очевидно, наш президент, и в самом деле уж слишком много ездит по заграницам, и думает, что у украинцев (то есть у тех людей, у которых есть синий украинский паспорт) на самом деле, после всех политических и экономических передряг, осталось какое-то глубинное ощущение нации или там эфемерного национального достоинства. Но, на самом деле, это не так.
Разумеется, до сих пор существует какая-то тонкая прослойка национальной элиты, которая понимает, что есть такая страна Украина, есть украинские ценности и украинская культура. Но эта элита малочисленна и, как правило, сидит, жмется по углам закуренных Просвит, обделенная и забытая.
На ее место пришла псевдоэлита – маргинальные клоуны, которые, выучив нотный ряд «львівської говірки», с удовольствием насилуют народный мозг, устраивая малобюджетные «шароварные шоу» во Дворце Украина и печатая брошюры с пространными рассуждениями о месте Украины в Европейском союзе.
Таким образом, к своей нечаянной независимости Украина подошла уже без своей титульной нации. Депортации, голодоморы, уничтожение самих ростков национальной элиты оказались весьма эффективными.
Все это, на фоне глубинного комплекса «второсортности», породило обезличенного хоммо советикус.
В свою очередь, советикус - уже после развала СССР в независимой Украине - прошел через такое количество дефолтов, дефицитов, «черных вторников», политических кризисов и финансовых пирамид, что стал намного выносливее и жизнеспособнее любой элиты.
В очередях за колготками и водкой по 2,20 сформировались и закрепились главные нехитрые ценности поколения великого совка.
Ценности целого народа, отличить который от его многонационального северного соседа, можно только по разным флагам на погранзаставах.
Ценности целой нации безыдейных людей.
Есть как бы ее очертания. Вернее, есть неясные очертания попыток ее создать.
Есть гениальный Кобзар Шевченко с кровавыми разборками ляхов, козаков и наймытов. И, в принципе, этой драмы отношений украинца внешнего – «вечно поневоленного» и украинца внутреннего – «вечно стремящегося к свободе», которая нарисована у Шевченко, вполне бы хватило для любой другой страны. Но не для Украины, которая тогда была вообще частью Российской империи.
Позже - еще на заре «вызвольных змагань» 30-40-х годах прошлого века, этнический русский Дмитрий Донцов бесплатно придумал для украинцев доктрину интегрального национализма, по воле увлечения которым львовские националисты отправили на тот свет добрую сотню польских чиновников и советских энкаведистов. И, казалось, что помпезное провозглашение в 1941 году независимой Украины, станет логическим завершением борьбы за самостийность и идея национальной «окремішності» восторжествует. Но краснопогонников из НКВД уже тогда было не остановить.
Третья попытка вычертить национальную идею состоялась вместе с учреждением Народного руха Украины – первой украинской общественно-политической организации. Но убийство идейного вдохновителя НРУ Вячеслава Чорновила успешно похоронило и эту попытку.
Последним, кто предпринял попытки склеить остатки национальной идеи, стал нынешний президент страны Виктор Ющенко.
Устроенный им и его многочисленными единомышленниками «помаранчевый» Майдан в 2004-м стал последним шансом для украинцев получить настоящую - неискусственную - идейную платформу для развития страны. Этот дух настоящего народного единения можно было пронести сквозь века и выстроить паневропейскую национальную идею Украины длительного срока хранения.
Тогда даже устойчивое словочетание появилось – «ценности Майдана».
Понимая всю важность «идейного» дела, Ющенко все сделал правильно. По учебнику. Определил национальное горе – Голодомор. Определился с национальными героями – казачество, ОУН – УПА, диссиденты первой волны. Обозначил врагов нации – советское прошлое и российский государственный шовинизм. Начал дорисовывать и раскрашивать забытое героическое прошлое – студенческую трагедию возле с. Круты и сомнительную победу украинского войска возле Батурина. Сделал реверанс в модерность – «Мыстецький Арсенал» и прочие праздничные колокольни за огромные деньги. И снова на выходе – ноль.
И в этом случае проблема уже в другом.
Очевидно, наш президент, и в самом деле уж слишком много ездит по заграницам, и думает, что у украинцев (то есть у тех людей, у которых есть синий украинский паспорт) на самом деле, после всех политических и экономических передряг, осталось какое-то глубинное ощущение нации или там эфемерного национального достоинства. Но, на самом деле, это не так.
Разумеется, до сих пор существует какая-то тонкая прослойка национальной элиты, которая понимает, что есть такая страна Украина, есть украинские ценности и украинская культура. Но эта элита малочисленна и, как правило, сидит, жмется по углам закуренных Просвит, обделенная и забытая.
На ее место пришла псевдоэлита – маргинальные клоуны, которые, выучив нотный ряд «львівської говірки», с удовольствием насилуют народный мозг, устраивая малобюджетные «шароварные шоу» во Дворце Украина и печатая брошюры с пространными рассуждениями о месте Украины в Европейском союзе.
Таким образом, к своей нечаянной независимости Украина подошла уже без своей титульной нации. Депортации, голодоморы, уничтожение самих ростков национальной элиты оказались весьма эффективными.
Все это, на фоне глубинного комплекса «второсортности», породило обезличенного хоммо советикус.
В свою очередь, советикус - уже после развала СССР в независимой Украине - прошел через такое количество дефолтов, дефицитов, «черных вторников», политических кризисов и финансовых пирамид, что стал намного выносливее и жизнеспособнее любой элиты.
В очередях за колготками и водкой по 2,20 сформировались и закрепились главные нехитрые ценности поколения великого совка.
Ценности целого народа, отличить который от его многонационального северного соседа, можно только по разным флагам на погранзаставах.
Ценности целой нации безыдейных людей.
Источник:
Коментарі
2009-01-1800:25:53
Присоединяюсь. Ждем вторую статью от Александра Дмитриевича на тему истории и мифов Киевской Руси
2009-01-1702:16:08 Голодомор, УПА и НАТО, ориентир на Евросоюз это конечно не государство. Это МИФ, который лежит в основании любого крепкого государства. Если не будет МИФа не будет государства. УВЫ.
Поэтому Ющенко поступает со своей точки зрения правильно. Но те ли мифы выбрал он? Правильные ли они? Вот тут Александр Мошнягул декларировал статью про украинского великого Ярослава Мудрого (еще ждем). Тоже миф. Ленин - еще миф. Богдан Хмелницкий и Николай Гоголь - миф.
Какое мы хотим государство, такой нам нужен миф.
2009-01-1600:19:54 Хм… Ни Черновол, ни Ющенко никогда не розвивали национальную идею Украины, а только гробили её, а сволочь Ющенко продолжает гробить. Национальная идея - это не Голодомор, УПА, НАТО или Евросоюз, а развитие ГОСУДАРСТВА, такого про какое писали руховцы в конце 80-х, кому интерсно могу дать почитать :)
2009-01-1517:12:07 Від цих листів тхне нафталином. Ми вже в 21 ст., а ви все про по-перше, національну ідею розмови ведете, та пхаєте невдах типу Липинського. Треба орієнтуватися на більш успішні державницькі проект. Наприклад, Сполученні Штати - та вводити федерацію і англійську державну мову
2009-01-1516:14:11 Прямо як у чехів - роздуми про буття нації та національну ідею (були написані німецькою мовою). В нас щось схоже…
1. "Національна аристократія" за Липинським та його політична нація - от вам і національна ідея, підстава для розвитку неоконцервативн ої доктрини в Україні.
2009-01-1516:13:10 2. Наш народ часто кричить про "відсутність національної ідеї", часто навіть не ознайомившись з тим, що було запропоновано та визнано, за еталон. Ті ж "Листи до братів хліборобів" Липинського, соціал-демократичні ідеї Кучабського та Томашівського - те. що вивчається усіма політологічними школами по цілій земній кулі.
2009-01-1502:17:52 с блеском написано. Давно знаю автора, вижу он перебрался в Киев. Молодец Максим. С кое-чем не согласен, но форма подкупает.