«Политическая Херсонщина» предлагает вниманию свих читателей отрывки из короткого романа Сергея Цыгипы «Байки смутного времени», написанный в жанре политического памфлета, и, как через кривое зеркало, которое бывает на редкость правдивым, отображает нашу порой анекдотическую действительность.
“У людей, у которых нет чувства юмора,
по крайней мере, должно быть чувство,
что у них нет чувства юмора”.
(Основной Свод Законов
царства-государства Краинского, ст.1, п.3)
Сказка - ложь.
Да в ней - намёк,
Добрым молодцам – урок!
От автора
«Травить байки» - слышали такое выражение? Надеюсь, что слышали. А в детстве многие из нас любили сказки, не так ли? В эпоху, когда не было телевидения, Интернета, компьютеров и прочих благ цивилизации, дети учились распознавать добро и зло, правду и ложь, смелость и трусость при помощи сказок или баек. Это такие повествования, в которых действуют или нереальные персонажи, или персонажи реальные, но совершающие нереальные для обычной жизни поступки.
Такие персонажи обычно наделены и сказочными качествами волшебством или, к примеру, гипертрофированной силой. В сказках присутствуют волшебные предметы, многие из которых на день сегодняшний уже стали для нас обыденными. Достаточно вспомнить ковёр-самолёт. А чудесное блюдечко, позволяющее видеть то, что происходит на другом конце земли? Сегодня это «чудо» - обыкновенный телевизор. А ещё - сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка…
Байки же всегда были тесно связаны с реальными событиями, событиями, о которых не принято было говорить открыто и вслух. Иногда за правду можно было и головы лишиться.
К сожалению, подобные примеры имеются и в сегодняшней мировой журналистике. Со словом печатным, словом правдивым, находятся ещё «герои» побороться. И Украина, увы, в этом плане исключением не является. Судьба зверски убитого, но до сих пор не похороненного журналиста Георгия Гонгадзе более чем красноречиво свидетельствует об отношении общества к «пишущей братии»…
Сказочный стиль повествования выбран автором ещё и потому, что многие сказки высмеивали человеческие пороки, доводя их до гротеска. Читатели легко узнавали в сказочных персонажах реальных людей и зачастую от души смеялись над комическими ситуациями, в которые по авторской воле эти персонажи попадали. Достаточно вспомнить сказки Пушкина или сказку Ершова «Конёк-горбунок».
А иносказательные басни Эзопа так вообще дали название целому лингвистическому направлению, так называемому «эзоповому языку». Таким приёмом сатирики ещё в давние времена защищались от возможных претензий со стороны власть имущих, кого они высмеивали в своих произведениях. И делалось это с целью не попасть, выражаясь современными категориями, под судебное разбирательство «об унижении чести, достоинства и деловой репутации» обличённой высоким положением той или иной важной особы.
Конечно же, такие байки были не по душе самим прообразам смешливых сказочных персонажей. А ведь в народных сказаниях высмеивались не простые ремесленники или крестьяне, а именно глупые цари, взяточники-вельможи, алчные купцы, нехорошие попы и иные власть придержащие того времени.
Но тем и хорош жанр байки, что со смехом бороться бесполезно. Смех - это самое лучшее лекарство для больного общества. Смех лечит. И что важно - вылечивает! А с лекарством бороться - себе дороже. И на смех обижаться глупо. Эдак можно и от злости помереть.
В «Байках смутного времени» предстанут персонажи легкоузнаваемые. Но это не значит, что они такими и есть в жизни реальной. Они могут быть и лучше. Или хуже. Например, нынешние депутаты, чем не аналог средневековым боярам?.. Или, скажем, чем отличаются графья - царские фавориты - от нынешних заместителей мэров или губернаторов? А с «Чудесами Массового Оболванивания» - нынешними СМИ, берущими свои истоки от глашатаев, и так яснее ясного, не так ли?
Как автор, хочу предупредить: «Байки смутного времени» не рекомендуется читать людям с притуплённым чувством юмора. Все же остальным - в добрый путь! В сказочном мире вам не будет скучно. А главное - не будет так грустно, как в реальной жизни.
Начало
За лесами, где мы сами то с усами, то с брадами;
за морями с кораблями, островами с дикарями, берегами с янтарями или прочею мурой;
за горами, где с богами - без Корана - встают рано, но взапазухе с Христом;
за долами Далай Ламы без индусского бедлама - благовоний и бомжей;
за степями - ноги в яме, а совсем не в автобане, - прямо в центре автостопа, в два прихлопа три притопа, континента Европопа жило-было царство-государство Краинское. Вот.
У краинцев свои смуты
Народилося царство Краинское из чрева великого и необъятного царства-государства Совецкого. И было у него сводных братьев и сестёр видимо-невидимо. Но не со всеми родычами своими было одинаково дружно сие царство-государство. Ибо народилися сии братья и сестры Постсовецкие во времена смутные, когда Смута Великая по Европопе Восточной прошлась.
И у каждого царства-государства Постсовецкого были свои смуты. У царства Мессия Московитая смуты свои были, у Белой Мессии - свои, а у царства Друзии - свои. Исключением Краинское царство не было, посему у краинцев были свои собственные смуты.
Родилося царство-государство Краинское по историческим мерким вроде как и вчерась. Недавно стало быть. А вот по меркам иным человеческим оно ужо и совершеннолетним стало. Посему и за поступки свои отвечать должно, как и подобает всякому взрослому индивидууму.
А государство Краинское таковым индивидуумом и являлося, понеже проживало в нём на год рождения 52 миллиона краинцев. И для континента Европопопы такое царство-госудраство вельми заселённым считалось.
Токмо зело тяжкая жисть была у краинцев. Знамо дело, што не у царей иль вельмож знатных, а у простых краинцев. Посему число мужей и жён царства ентого в короткие сроки уменьшилося до 46 миллионов. И с каждым годом краинцев становилося всё меньше и меньше.
Но царей и вельмож знатных обстоятельство сие пока никоим образом не заботило. Ибо заняты они были постоянно делом чрезвычайно важным, а по ихнему - державным. И звалося державное дело в обиходе народном сие дележом власти.
По обыкновению сей властный делёж происходил публично и громогласно. И происходил он по обыкновению в виде войнушек за трон царский.
Царство-государство Краинское состояло из губерний, коими правили цари-губернаторы. Поначалу они тоже билися в сечах смертных за троны царь-губернаторские не щадя кошелька своего.
Но апосля бояре со скамьи державной внесли поправку в Свод Законов, коей войнушки в губерниях отменялись. Даровать право на срок неопределённый именоваться «царем-губернатором» теперича имел исключительно всенародно победивший в очередной войнушке царь-«батюшка». И были верны царь-губернаторы царю-«батюшке». И звали их за верность сию стойкую не иначе, как «государевы псы».
Внутри губерний имелись небольшие царства и удельные княжества. В царствах беспредельно правили царьки, именуемых не иначе как царь-«папик». Сии самодержцы местного разлива в очередных и внеочередных войнушках за трон рубили «в капусту» врагов своих.
Зачастую апосля же победы своей в такую же мелкую «капусту» новоявленные царьки рубили и соратников своих по войску ратному. Дабы не смели даже на трон, коварные, поглядывать.
Завоевав трон и расправившись с недругами и другами, царьки, по обыкновению, закатывали пир на весь мир. И тотчас забывали о своей дружине и своём народе. Вспоминали же они о нуждах простолюдинов и ратников своих, но не ранее как перед очередным походом во власть.
В удельных княжествах правили царьки-по-найму, коих с челомбитной от царь-губернаторов благословлял сам царь-«батюшка».
Именно народом помазанный царь-«батюшка» и стоял во главе всего царства-государства Краинского. И правил царь-«батюшка», согласно Основному Своду Законов, пять лет.
По истечению срока сего объявлялася по всему царству-государству войнушка очередная за трон царский. И дружины родов знатных, во главе коих стояли знатные бояре и князья, шли биться за трон царский, скипетр и державу.
По обыкновению действующий царь-батюшка имел завсегда преимущество пред своими супротивниками. Ибо многие бояре и князья предпочитали службу государеву нежели опалу самодержца. Одних «государевых псов», царь-губернаторов, то бишь, было больше десятка. Ить у каждого из них и дружины были мощныя, хотя и не вельми надёжныя.
Но и опальных бояр и князей в царстве-государстве Краинском хватало. И чинили они время от времени смуту, поднимали простой люд на дело правое.
А так как у всех бояр и князей дело было правое, стало быть, и ходили они со смутным делом ентим по кругу. Сначала одни воду мутят, пока на трон царский али на скамьи боярские не усядутся, потом - другие. И так за месяцем месяц, за годом год. Итак, царство-государство Краинское всё глубже и глубже погружалося в бездонный водоворот Смутного Времени.
Продолжение смотри здесь:
Гонец - делу песец и другие байки смутного времени. Эпизод 2
Таинство зачатия и другие Байки смутного времени. Эпизод 3
Единственный Цент и другие Байки смутного времени. Эпизод 4
Коментарі
2009-03-1013:48:56 Чекаємо продовження із зацікавленням
2009-03-1011:34:30 пять баллов!
2009-03-0817:36:51 Да, Сергей радует. Давно слежу за его творчеством, находит интересные факты, умело их препарирует, владеет легким стилем. Действительно, в КГБ советское брали талантливых ребят. Жаль, что СБУ в этой части просто какая-то колхозная контора где-то в степной глуши
2009-03-0814:10:12 Прикольные сказки. Я обсмеялся, когда читал. Автору - респект